Изменения в Законе о стратегических обществах: либерализация или ужесточение регулирования?

In Press Releases by Legal Insight0 Comments

Поделитесь:

6 декабря 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» («Изменения»).

Изменения направлены, с одной стороны, на явное ужесточение регулирования иностранных инвестиций, осуществляемых в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, а с другой стороны – на ликвидацию существующих пробелов правового регулирования, что ведет к некоторой либерализации.

Ужесточение режима регулирования иностранных инвестиций в стратегические общества:

  • В дополнение к существующим ограничениям на прямое и косвенное участие иностранных инвесторов в уставных капиталах стратегических обществ и на осуществление контроля над их органами управления. Изменения вводят новое требование о необходимости согласовывать приобретение иностранным инвестором основных производственных средств стратегического общества в случае, если стоимость такого имущества составляет 25% и более балансовой стоимости активов такого стратегического общества.
  • Иностранным государствам, международным организациям, а также находящимся под их контролем организациям отныне запрещается совершать сделки, предусматривающие приобретение имущества, которое относится к основным производственным средствам стратегического общества и стоимость которого составляет 25% и более балансовой стоимости активов такого стратегического общества.
  • Теперь не связанные между собой международные организации и иностранные государства, а также компании, контролируемые ими, для целей рассматриваемого закона будут считаться единым целым, и к их совместному участию в деятельности стратегического общества будут применяться ограничения, установленные для участия отдельного иностранного государства/международной организации или подконтрольной им организации.

Ликвидация пробелов правового регулирования, ведущая к либерализации режима:

  • Более четко сформулирована норма о том, что сделки, совершаемые в отношении стратегического общества (за исключением стратегического общества, осуществляющего пользование участком недр федерального значения), не требуют предварительного согласования, если до их совершения иностранный инвестор – приобретатель или его материнская компания уже прямо или косвенно распоряжается более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на доли/акции такого общества. Данная норма выводит большое число внутригрупповых сделок из-под требования об их предварительном согласовании.
  • Рассматриваемый закон ранее не распространялся на сделки, совершаемые между организациями, находящимися под контролем РФ/ граждан РФ, являющихся налоговыми резидентами РФ (за исключением граждан РФ, имеющих двойное гражданство). Теперь же для неприменения закона достаточно, чтобы только приобретатель, а не обе стороны, участвующие в сделке, находились под контролем РФ/ субъекта РФ/ гражданина РФ, являющегося налоговым резидентом РФ (за исключением граждан РФ, имеющих также иное гражданство).
  • Уточнен перечень видов стратегической деятельности. Так, например, согласно Изменениям дельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, признается стратегической только в тех случаях, когда она подлежит лицензированию; при этом не является стратегической деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, осуществляемая обществами, основная деятельность которых связана с производством пищевых продуктов. Благодаря Изменениям, производители соков, молока, дрожжей и многих иных пищевых продуктов, а также медицинские организации, для которых не применяются требования о лицензировании в данной сфере, перестанут быть стратегическими обществами.

Leave a Comment