Позитивный опыт привлечения иностранных инвестиций с учетом требований Закона № 57-ФЗ

In Статья by Legal Insight0 Comments

Поделитесь:
Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России

Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России

Армен Ханян, начальник Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России

Армен Ханян, начальник Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России

4 апреля 2013 года Правительство РФ одобрило законопроект о внесении поправок в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», подготовленный ФАС России. В мае исполняется пять лет действия этого закона. Итоги мы подводили вместе с нашим экспертами и представителями ФАС РФ в апрельском номере Legal Insight.

Мнение ФАС России

За пять лет правоприменения Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в ФАС России поступило 291 ходатайство, из них:

  • 159 ходатайств рассмотрены Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, по которым в 151 случае принято решение о предварительном согласовании (в 38 случаях — с возложением обязательств) и в 8 случаях — об отказе в предварительном согласовании;
  • 99 ходатайств возвращены заявителям как не требующие предварительного согласования;
  • 33 ходатайства отозваны заявителями по причине отказа от намерения осуществить планируемую сделку.

Необходимо отметить, что за рассматриваемый период случаев обжалования в судебном порядке решений, принятых Правительственной комиссией, не было.

Для дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации об иностранных инвестициях ФАС России подготовила поправки с целью устранения излишних административных барьеров для иностранных инвесторов при совершении сделок в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, а также уточнения некоторых положений Закона № 57-ФЗ, в частности для должного обеспечения интересов национальной безопасности Российской Федерации. Основными являются следующие поправки:

  • исключение неоднозначности толкования действующей редакции и необходимость предварительного согласования сделок в отношении недропользователя при утрате контроля Российской Федерации над ним;
  • исключение необходимости согласования сделок, по которым приобретателем является организация, находящаяся под контролем Российской Федерации, субъектов РФ, а также граждан Российской Федерации, не имеющих двойного гражданства и являющихся налоговыми резидентами;
  • уточнение понятия «соглашение» (под таковым будут пониматься любые договоренности и действия иностранных инвесторов по совместному голосованию в органах управления стратегических обществ);
  • исключение из стратегических видов деятельности деятельность по использованию возбудителей инфекционных заболеваний хозяйственными обществами, основная деятельность которых связана с производством продуктов питания;
  • исключение необходимости предварительного согласования сделок иностранных инвесторов, которым принадлежит 75% и более акций недропользователей, а также внутригрупповых сделок в отношении таких
  • стратегических обществ;
  • предоставление возможности продлевать срок действия выданного ранее решения о предварительном согласовании сделки;
  • установление обязанности уведомления иностранными инвесторами о совершении сделок, предварительно согласованных Правительственной комиссией.

Представляется, что законодательство Российской Федерации об иностранных инвестициях и его правоприменение соответствуют основным нормам и принципам ОЭСР в данной области.

В частности, такие принципы, как недискриминация, обеспечение прозрачности / предсказуемости, соизмеримое регулирование, подотчетность, отражены в Законе № 57-ФЗ. Прежде всего это выражается в следующем. Для иностранных инвесторов этим Законом установлены единый порядок предварительного согласования сделок, а также требования и правила, ограничивающие участие иностранных инвесторов в уставном капитале стратегических хозяйственных обществ.

В соответствии с законодательством любая сделка, в результате совершения которой иностранный инвестор приобретает контроль над стратегическим хозяйственным обществом, нуждается в предварительном согласовании, а именно в подаче ходатайства в ФАС России. Перечень сделок, которые подлежат предварительному согласованию, закреплен в Законе № 57-ФЗ.

Нормативно-правовые акты, принятые в целях реализации Закона (например, Правила осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства; форма бизнес-плана хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, представляемого иностранным инвестором в соответствии с требованиями Закона № 57-ФЗ; форма Соглашения об обеспечении выполнения обязательств иностранным инвестором или группой лиц при осуществлении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение), находятся во всеобщем доступе, в частности размещены на официальном сайте ФАС России на русском и английском языках.

Проект любого нормативного акта, а также поправки в законодательство разрабатываются с учетом предварительного общественного обсуждения в целях поиска оптимальной формулировки положений. В случае принятия изменений в законодательство ФАС России проводит мероприятия по разъяснению новых положений.

Для обеспечения прозрачности процедурных вопросов в Законе № 57-ФЗ определены перечень стратегических видов деятельности; процедура подачи и рассмотрения ходатайств иностранных инвесторов при осуществлении инвестиций в стратегические хозяйственные общества; санкции за несоблюдение требований законодательства. При этом, согласно российскому законодательству, вся коммерческая информация, предоставляемая в рамках рассмотрения ходатайства, не подлежит разглашению третьим лицам.

Законом № 57-ФЗ определены 42 вида деятельности, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данный перечень является закрытым, что позволяет планировать осуществление иностранных инвестиций в те сферы, которые не являются стратегическими в понимании Закона № 57-ФЗ.

Особо следует подчеркнуть, что решение о предварительном согласовании сделки по ходатайству иностранного инвестора либо отказе в таковом принимается непосредственно на заседании Правительственной комиссии, возглавляемой Председателем Правительства Российской Федерации. Это означает высокий уровень принимаемых решений и публичную доступность соответствующей информации по ним.

Таким образом, можно констатировать, что все правовые регуляторы по контролю над осуществлением иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества применяются на практике и что существующий режим контроля вложения иностранных средств в такие общества достаточно либерален. Это, в свою очередь, подтверждается незначительным количеством принятых решений об отказе в предварительном согласовании сделок.

Содержание апрельского номера

Leave a Comment