ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ В СВЯЗИ С ВНЕСЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

In Обзоры законодательства by Legal Insight0 Comments

Поделитесь:

Разъяснения подготовлены юридической фирмой Goltsblat BLP

04 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»).

Закон установил обязанность всех граждан РФ (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ) уведомить миграционный орган о наличии гражданства иностранного государства или вида на жительство или иного документа, дающего право постоянного проживания в иностранном государстве. За несоблюдение вышеуказанных требований Законом установлена административная и уголовная ответственность.

В связи с принятием и вступлением в силу упомянутого Закона, а также серьезностью установленных за его несоблюдение санкций, наиболее часто задаваемым вопросом стал: «Кто с точки зрения российского законодательства является «гражданином РФ, постоянно проживающим за пределами РФ»?

ВЫВОД

В связи с возникновением данного вопроса, а также многочисленными и противоречивыми комментариями, появившимися в последнее время в прессе, основываясь на системном толковании применимого российского законодательства, мы хотели бы разъяснить следующее.

По нашему мнению, «гражданином РФ, постоянно проживающим за пределами РФ» является гражданин который:

  • снят с регистрационного учета на территории РФ, то есть, не имеет на территории РФ регистрации по месту жительства (так называемой «прописки»); и
  • имеет регистрацию по месту постоянного проживания в иностранном государстве (по правилам и в соответствии с законодательством иностранного государства).

ОБОСНОВАНИЕ

В настоящее время российское законодательство никак не определяет понятие «гражданин РФ, постоянно проживающий за пределами РФ». В этой связи некоторые специалисты предлагают исходить из налогового и валютного толкования статуса «резидент», а некоторые полагают, что данное понятие должно определяться в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.

По нашему мнению, российские миграционные органы при решении вопроса о необходимости подачи уведомления будут руководствоваться исключительно положениямироссийского законодательства, регулирующего вопросы гражданства и регистрации по месту пребывания и жительства.

В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом, место жительства означает жилое помещение, в котором гражданин постоянноили преимущественно проживает, а регистрация по месту жительства определяется как фиксация сведений о месте жительства гражданина и о его постоянном нахождении в данном месте жительства.

Таким образом, можно предположить, что сама по себе регистрация в РФ (так называемая, «прописка» в паспорте), формально исключает возможность для российского гражданина считаться постоянно проживающим на территории иностранного государства. При этом, фактическое постоянное проживание гражданина за пределам РФ и его реальное отсутствие в месте регистрации в РФ, не имеет правового значения в понимании Закона.

Напротив, отсутствие регистрации в РФ юридически подтверждает, что гражданин РФ не имеет на территории РФ места постоянного или преимущественного проживания. В свою очередь, регистрация по месту проживания в иностранном государстве подтверждает факт постоянного проживания на территории иностранного государства.

При этом, нахождение и проживание гражданина РФ на территории иностранного государства на основании визы (рабочей, учебной и т.п.), не образует обязанности по подаче уведомления об этом в ФМС, поскольку не дает права на постоянное проживание на территории иностранного государства (дает право лишь временно пребывать на территории данного государства).

Соответственно, лишь граждане РФ, не имеющие регистрации по месту жительства в РФ и одновременно имеющие регистрацию по месту постоянного проживания в иностранном государстве, освобождаются от обязанности по подаче уведомлений в ФМС о наличии гражданства иностранного государства или вида на жительства в иностранном государстве.

Данный подход был неоднократно подтверждён отдельными представителями ФМС России в своих интервью и выступлениях на пресс-конференциях в связи с принятием Закона.

ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Отсутствие регистрации гражданина РФ по месту жительства в РФ подтверждается штампом о снятии с регистрационного учета в паспорте гражданина РФ. Снятие с регистрационного учета осуществляется сотрудниками ФМС на основании заявления гражданина.

Также, при снятии с регистрационного учета сотрудники ФМС по требованию гражданина обязаны выдать документ, подтверждающий убытие, который также будет являться доказательством снятия с регистрационного учета по месту жительства в РФ.

Наличие регистрации/постановки на учет в иностранном государстве подтверждается соответствующими документами иностранного государства.

Кроме того, в качестве дополнительного доказательства постоянного проживания гражданина РФ на территории иностранного государства может быть также использована постановка на консульский учет в соответствующем иностранном государстве, которая подтверждается справкой о постановке на консульский учет, выдаваемой сотрудниками соответствующего консульства РФ. Вместе с тем, постановка на консульский учет является добровольной (см. Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации»).

Leave a Comment