Деофшоризация поставила перед специалистами госорганов много вопросов

In Обзоры мероприятий by Legal Insight0 Comments

Поделитесь:
Александр Захаров партнер Paragon Advice Group, канд. юрид. наук

Александр Захаров
партнер Paragon Advice Group, канд. юрид. наук

15 ноября 2013 года РИА Новости провело мультимедийный круглый стол для СМИ «Деоффшоризация экономики России: оценка специалистов» с участием государственных специалистов. Перед представителями СМИ выступили председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, начальник управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы Дмитрий Вольвач, и автор последних резонансных предложений об изменении налогового законодательства старший инспектор Следственного комитета Георгий Смирнов.

Круглый стол открыл Сергей Николаевич Рябухин. Он отметил высокую «заофшоренность» российской экономики, и напомнил, что в своем послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин обратил внимание на необходимость проведения деофшоризации российской экономики. Было отмечено, что в настоящее время, конечно, лидером по использованию офшоров в мире является КНР, однако Россия также имеет высокие показатели потери капитала от офшоров, размеры которых по разным данным составляют от 800 миллиардов до 1 триллиона долларов за последние 20 лет. В качестве примера активного борца были названы США, которые смогли в последнее время предпринять активные меры в этой связи. Было объявлено, что Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко поручила провести 21 ноября в Совете Федерации слушания по вопросам деофшоризации с участием представителей всех заинтересованных ведомств. По результатам мероприятия планируется поручить Счетной палате провести тщательную оценку всех соглашений об избежании двойного налогообложения и представить соответствующие рекомендации. Из рекомендаций и предложений заинтересованных ведомств предлагается сформировать конкретный и детальный план проведения мер по деофшоризации.

Федеральную налоговую службу представил начальник управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Дмитрий Валерьевич Вольвач. Он со своей стороны объяснил критерии отнесения иностранных юрисдикций (как не сотрудничающих или предоставляющих минимальный уровень налогообложения) в список офшоров Министерства финансов (приказ № 108 с изменениями) для целей применения специального режима освобождения от налога на прибыль дивидендов при соблюдении обязательных условий участия (п. 3 ст. 284 Налогового кодекса был введен в 2007 году специальный налоговый режим для российских холдингов известный в мире как “participation exemption”). Особо было отмечено, что теперь к сделкам с компаниями из этих стран применяются специальные правила о трансфертном ценообразовании, которые обязывают российских налогоплательщиков для этих целей отчитываться перед налоговым органом. Представитель ФНС России отметил, что управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества укомплектовано теперь высококвалифицированными специалистами, а для целей анализа и детального изучения документации налогоплательщиков будет использоваться передовое специальное программное обеспечение. В июле 2014 года можно будет говорить о первых результатах работы новых правил.

Касательно обмена информацией Дмитрий Вольвач отметил, что, например, с кипрскими коллегами уже прошло две рабочие встречи, и сейчас уже ощущаются достаточные подвижки в получении необходимой информации о налогоплательщиках с Кипра. ФНС России ожидает, что ответы на запросы в ближайшее время будут приходить еще в более сжатые срок, не более месяца или двух. Ведется плотная работа по этому направлению с такими странами, как, США, Германия, КНР. С одной из западных стран также прорабатывается пилотный проект автоматического обмена. Полноценный электронный обмен налоговой информацией налажен со всеми налоговыми администрациями стран-участниц СНГ. Было отмечено, что введение обмена информацией на автоматической основе требует достижения согласования по формату обмена, а также обеспечению полноценной защиты конфиденциальности такой информации.

Последним из специалистов выступил представитель Следственного комитета Георгий Смирнов. В качестве первостепенной проблемы он выделил вывод капитала из страны. Он условно разделил его на «белый», «серый» и «черный». К «белому» он отнес вывод иностранными лицами своих законных доходов по причине желания размещения их в более безопасных и наиболее инвестиционно-привлекательных странах. Было замечено, что с этим видом вывода можно бороться только, исключительно создавая благоприятные условия для его инвестирования в России. «Серый вывод» капитала он обозначил, как вывод налогооблагаемой базы путем использования офшорных механизмов и схем для минимизации российскими бенефициарами своих налоговых обязательств в России, и для последующего реинвестирования таких средств обратно в форме «контролируемых» займов или иными способами. К «черному выводу» капитала представитель СК отнес капитал из криминальных источников.

Далее Георгий Смирнов представил свой проект направленный на ограничение злоупотребления гражданскими правами. Только посредством введения в налоговое законодательство понятий мнимой и притворной сделок, а также предоставлением налоговым органам права на внесудебную переквалификацию сделок, когда для налоговых целей не принимаются во внимание налоговые последствия «мнимых» и «притворных» сделок, по его мнению, может быть поставлен заслон откровенно недобросовестным схемам ухода от налогов, включая и схемы с офшорами.

Еще одним полезным вариантом, который предложил специалист, является перенос судебной доктрины против налоговых злоупотреблений в законодательство. Так в качестве примера он привел факт введения в Кодекс внутренних доходов США в 2007 году доктрины «экономического существа». Представитель СК также привел позитивный пример введения и применения в Великобритании GAAR (общих положений против налоговых злоупотреблений). Великобритания, по его информации, в отличии от США, никогда не полагалась на судебные доктрины в борьбе с налоговыми уклонениями.

По мнению Георгия Смирнова, в случае если в России будут приняты все названные им меры, а в уголовном законодательстве появится ответственность юридических лиц, то возвращенные капиталы из офшоров повысят ВВП России на 1,5-2%. Тогда и налоговые амнистии смогут быть эффективными. А уголовная ответственность юридических лиц нужна и потому, как объяснил представитель СК, что сейчас существует большая проблема при возврате преступных средств из-за границы, поскольку иностранные государства руководствуются принципом недопустимости произвольного лишения имущества.

Подводя итоги круглого стола, Сергей Николаевич Рябухин отметил, что в настоящее время в России уровень либерализации налогового законодательства намного выше, чем в США. Участники отметили, что в мире происходят постоянные движения по вопросу повышения финансовой транспарентности. Активно по линии борьбы с налоговыми уклонениями работают G20, G8 и ОЭСР (включая его Глобальный форум по транспарентности и обмену информацией, а также недавно созданный Глобальный форум по трансфертному ценообразованию). Однако участники встречи так и не достигли общего понимания понятия деофшоризация.

К сожалению, в ходе обсуждений не поднимались и не затрагивались вопросы перспектив введения в России правил о контролируемых иностранных компаниях, которые Президент России Владимир Владимирович Путин поручал Министерству финансов разработать до сентября этого года. Также остался без рассмотрений и Федеральный закон № 306, которым был введен 30% налог на доходы по эмиссионным ценным бумагам, в случае не раскрытия информации о фактических собственниках таких доходов.

Хотелось бы в заключение отметить, что озвученные на настоящий момент предложения Следственного комитета резко выбиваются из основных направлений деофшоризации, предложенных в феврале этого года Экспертным управлением Администрации Президента России[1].

Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group, канд. юрид. наук, специально для Legal Insight



[1]Президент поручил провести деофшоризацию http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=289614

Leave a Comment