27 марта 2012 года Конституционный Суд РФ указал на обязательность официальной публикации временно применяемых Российской Федерацией международных договоров

In Новости by Legal Insight0 Comments

Поделитесь:

27 марта 2012 года Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и указал на обязательность официальной публикации временно применяемых Российской Федерацией международных договоров, которые, затрагивая права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают иные правила, чем предусмотренные законом.

 Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Ушакова Игоря Дмитриевича, который 10 июля 2010 года Ушаков ввёз из Китая в Россию товары для личного пользования, оплатив при этом таможенные пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако впоследствии выяснилось, что сотрудники таможни не учли подлежащие применению положения Таможенного кодекса Таможенного Союза (создан в 2009 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном), а также Соглашения между участниками Союза о ввозе и вывозе товаров физическими лицами для личного пользования. Последний документ временно применялся (с 1 июля 2010 года) и устанавливал более высокие ставки таможенных платежей. В результате обнаруженной вышестоящим таможенным органом недоплаты, был произведен перерасчёт. Он послужил основанием для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки и пени за просрочку ее оплаты. Иск таможни был удовлетворен мировым судьей и оставлен без изменения районным судом. При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь оспариваемой нормой, пришел к выводу, что Соглашение подлежало временному применению на территории России с 1 июля 2010 года, вне зависимости от отсутствия его официального опубликования.

Заявитель оспаривал положения статьи 23 (пункт 1) Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», которая устанавливает возможность временного применения международного договора (его части) до вступления в силу, если это предусмотрено договором или об этом достигнута договоренность его участников. При этом обязательная официальная публикация предусмотрена в статье 30 данного Закона лишь для вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Отстаивая свою позицию, Заявитель указывал, что оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 15 (часть 3) и 29 (часть 4) Конституции РФ, поскольку допускает временное применение до вступления в силу международных договоров, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, без их официального опубликования. По мнению заявителя, это препятствует заинтересованным лицам своевременно знакомиться и соотносить с ними свое поведение, предвидеть для себя последствия их применения.

В настоящее время официальный текст постановления находится в процессе подготовки судом.  

Согласно информации, предоставленной на официальному сайте Конституционного суда РФ в сети Интернет по адресу: http://www.ksrf.ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=942, суд основывался в своем решении на приведенных ниже положениях.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязательность публикации любых нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. При этом согласно Основному Закону в правовую систему Российской Федерации входят и международные договоры Российской Федерации, которые обладают приоритетом применения, если содержащиеся в них правила расходятся с правилами, предусмотренными законом.

Федеральный закон «О международных договорах» прямо закрепляет обязательность официальной публикации вступивших в силу международных договоров и не указывает на такую необходимость в отношении временно применяемых международных договоров до вступления их в силу. Как следствие, их публикация зачастую не производится, даже если они изменяют нормативное содержание прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, что, в частности, подтверждается делом заявителя.

В результате, гражданам, по сути дела, отказывается в возможности своевременного доступа к полной и достоверной информации о содержании таких международных договоров, что несовместимо с конституционными обязанностями государства по защите прав и свобод граждан. При этом отсутствие официального опубликования не может быть восполнено доведением их содержания до сведения граждан и других заинтересованных лиц иными способами.

Основной закон страны защищает права и свободы человека и гражданина, правовое государство, верховенство закона, правовую определенность и поддержание доверия к закону и действиям государства. Из этих конституционных принципов следует, что на временно применяемые международные договоры, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом, также распространяются требования Конституции Российской Федерации (статья 15, часть 3) об официальном опубликовании. Иное означало бы, что субъекты соответствующих прав, свобод и обязанностей ставились бы в положение, когда государство, требуя от них соблюдения правил временно применяемого международного договора, само при этом не было бы связано необходимостью его официального обнародования, без которого немыслимо конституционно обоснованное ожидание уважения и соблюдения властями прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, оспариваемый пункт 1 статьи 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу требует официальной публикации временно применяемого международного договора (его части), затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающего иные правила, чем предусмотренные законом. До внесения соответствующих изменений в законодательство, временно применяемые до вступления их в силу международные договоры должны официально публиковаться в том же порядке, что и вступившие в силу или ратифицированные Федеральным Собранием.

Конституционный суд РФ также указал, что Федеральному собранию надлежит в 3-месячный срок установить порядок официального опубликования временно применяемых международных договоров, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законом. Также в указанный срок должны быть официально опубликованы все такие договоры. По истечению данного срока, официально неопубликованные международные договоры РФ не должны подлежать применению.

В отношении судьбы конкретных судебных решений в отношении заявителя, Конституционный суд РФ установил — правоприменительные решения в отношении гражданина Ушакова подлежат пересмотру в установленном законом порядке, если для этого нет других препятствий.

Так частный вопрос, связанный с ввозом на территорию РФ предметов личного пользования, обернулся позитивным результатом для широкого круга лиц. Ведь в рамках Таможенного союза в настоящее время действует несколько международных соглашений, в соответствии с текстом которых они применяются временно с указанной в них даты или с момента вступления в силу другого международного договора. Кроме того, существует множество временно применяемых договоров, затрагивающих не только таможенные отношения, но и другие сферы деятельности. Все указанные акты, в свете приведенной позиции Конституционного суда РФ, подлежат официальному опубликованию.

Leave a Comment