Рейтинг рейтингов

In Новости, Статья by Виктория Хайруллина0 Comments

Поделитесь:

В рамках опроса о закупке юридических услуг мы попросили инхаус-юристов ответить, используют ли они при найме внешних консультантов рейтинги юридических фирм и, если да, то какие и в каких случаях. В опросе приняло участие 60 респондентов, из них 53 % работают в частных компаниях, 22 % — в международных компаниях, 20 % — в российских публичных компаниях, 5 % — в российских компаниях с государственным участием. Кроме того, мы поинтересовались, имеется ли у респондентов панель консультантов и увеличилась ли за последние годы стоимость услуг тех, кто в нее входит.

Рейтинг рейтингов
Для большинства компаний — респондентов нашего исследования  юридических консультантов по-прежнему сохраняют свою значимость. При выборе консультантов их используют 58 % опрошенных. В то же время 42 % прибегают к рейтингам крайне редко, в зависимости от конкретной ситуации, фактический же выбор осуществляется на основе собственного опыта и сарафанного радио.

По словам Алексея Андронова, главы юридического департамента компании «Мегаполис», они обращают внимание на рейтинги, так как это элемент публичного признания, однако при принятии решения о работе с тем или иным консультантом для его компании более значимыми являются рекомендации коллег по цеху.

«Рейтингами мы пользуемся как разновидностью справочника, для получения первичной информации о том, кто на чем специализируется и кто в каких областях считается сильным игроком», — комментирует итоги опроса Александр Краснов, руководитель юридического департамента АПХ «Мираторг». Но, как и Алексей Андронов, подчеркивает, что при выборе консультантов большое значение имеют личный опыт общения и рекомендации надежных людей.

Голоса наших респондентов расположились следующим образом. При выборе консультантов юристы-инхаус используют рейтинги (Можно было выбрать любое количество из предлагаемого списка и добавить свой вариант ответ):

  1. Legal 500 (49%)
  2. Chambers&Partners (40%)
  3. «Право.ру — 300» (30%)
  4. Best Lawyers (11%)
  5. ILFR-1000, «Коммерсантъ» (4%).

Возможно, популярность Legal 500 среди наших респондентов можно объяснить наличием у компании рейтинга корпоративных юристов по России GC POWERLIST: RUSSIA TEAMS  — презентация рейтинга за 2018 г. состоялась 8 ноября в Москве. Отставание рейтинга «Право.ру‑300» от зарубежных аналогов можно объяснить тем, что он существует всего 10 лет и только в последние годы стал активно привлекать к составлению рейтинга инхаус-юристов в качестве экспертов, повысив тем самым уровень доверия к себе.

Цели использования юридических рейтингов: 

Поиск консультанта по узкоспециальному вопросу — 68%

Предварительный отбор кандидатур для запроса коммерческих предложений — 61%

Поиск консультанта в незнакомой юрисдикции и другом регионе — 52%

Обоснование своего выбора — 29%

Сбор информации о конкретном юристе-консультанте — 26%

Нужна ли панель юридических консультантов?
Традиция формирования панели консультантов пришла на российский рынок от международных компаний, где в среднем около 60 % расходов юридического департамента приходится на внешних консультантов. До последнего времени формирование панели консультантов считалось инструментом экономии бюджета без снижения качества оказываемых
услуг. У 63 % опрошенных нами компаний панель консультантов имеется. При этом 45 % респондентов отметили рост стоимости услуг консультантов, входящих в панель. По мнению инхаус-юристов, у 32 % консультантов, повысивших цены, качество услуг снизилось, что ставит под сомнение целесообразность создания панели.
Согласно результатам опроса, 37 % респондентов не имеют панели консультантов. Александр Краснов объясняет отсутствие панели тем, что они довольно редко пользуются услугами внешних консультантов. «Такие услуги требуются нам в основном для работы по иностранному праву, сделкам M&A, вопросам банкротства и защиты интеллектуальной собственности. У нас есть список людей, с которыми мы уже имеем положительный опыт работы, время от времени мы к ним воз-вращаемся», — подытоживает он.
Алексей Андронов считает, что панель консультантов эффективна тогда, когда бизнес активно прибегает к разноплановым юридическим услугам и проводит постоянные тендеры среди одних и тех же участников. В то же время, если есть понимание рынка юридических услуг и представление о его участниках, можно обойтись без панели.

Статья опубликована под названием «Выбор внешних консультантов: рейтинги и панели» в Legal Insight. 2018. №9. 

Leave a Comment